Владимир Иванович Синенко

Из опыта работы в средней школе

Урок "Музыкальная гостиная"

Стоит ли ещё раз говорить о том, что урок музыки раз в неделю - это явно недостаточно для того, чтобы действительно научить детей разбираться в потоке музыкального материала как классического, так и современного. Кроме того, урок музыки часто не может решить многочисленных проблем в силу "привязанности" к программе и в силу недостаточной технической оснащённости самого урока.
Можно ли научить ребёнка понимать и любить классическую музыку, предлагая ему записи на пластинке, где шумы и хрипы звучат громче самой музыки, в то время как дома у того же ребёнка есть возможность слушать музыку на музыкальном центре с лазерным диском? Думаю, что ответ напрашивается сам собой.
И поэтому, когда мне в августе 1997 года предложили работать в школе № 53 с 1-м "А" классом по собственной программе, я нисколько не колебался и согласился практически сразу. Учитель класса Зося Леонидовна и родители будущих учеников на первом же родительском собрании решили, что было бы очень неплохо, чтобы их дети получали дополнительно сверх школьной программы ещё один урок музыки.
И вот, "обозвав" свой урок "музыкальной гостиной", я приступил к работе. Сегодня, проработав с детьми три с половиной года (сейчас это уже 5-й "А" класс), имею полное право поделиться собственным опытом.
Хочу сразу отметить, что с 1987 по 1996 годы параллельно с преподаванием в музыкальном училище я работал учителем музыки в с\ш № 7 города Владивостока. Работал по программе Д. Б. Кабалевского. То, что мне предложили в с\ш № 53 должно было отличаться от просто уроков музыки.
Первое, что я для себя решил окончательно и бесповоротно, это было то, что мои новые ученики будут слушать музыку только отличного качества. Поэтому на каждый урок я приносил из дома переносной музыкальный центр "Panasonic" и компакт-диски. И это сыграло свою положительную роль.
Кроме того, тщательный отбор музыкальных произведений. В первом классе мы очень много слушали музыку Эдварда Грига и Петра Ильича Чайковского. Это были первые композиторы, с которыми познакомились мои ученики.
Вообще, поскольку мне пришлось составлять собственную программу, я решил, что первое полугодие 1-го класса будет называться "К музыке через сказку". Всё первое полугодие мы знакомились с музыкальными инструментами разных народов мира. Опять же через сказки. В этом мне очень помог комплект открыток "Волшебные инструменты".
Во втором полугодии ("Симфонический оркестр") мы познакомились с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Мои ученики узнали о том, что такое "оркестр", сколько в оркестре групп инструментов и какие это инструменты. Я рассказывал ребятам истории о создании музыкальных инструментов, мы слушали звучание этих инструментов, естественно прослушивали немало музыкальных произведений.
Программа второго класса предполагала знакомство с жизнью и творчеством композиторов разных стран. И говоря о композиторах и о созданных ими произведениях, я убедился, что ребятам проще воспринимать материал, уже достаточно много зная о музыкальных инструментах.
Второй класс мы начали с разговора о весёлой, очень понятной ребятам музыки Йозефа Гайдна. Затем мы достаточно много говорили о жизни и творчестве А. Вивальди, В. Моцарта, М. Мусоргского и многих других композиторов.
И всякий раз, рассказывая о том или ином композиторе, я ставил перед собой главную цель - говорить только то, что может быть наиболее интересно моим ученикам. Я старался никогда не называть Моцарта просто великим композитором. Рассказывая об этом удивительном ребёнке (именно о детстве композиторов говорю особенно трепетно и много, потому как это наиболее близко детям, в отличие от просто слов: "великий", "гениальный" и т. п.) я старался заинтересовать учеников личностью Моцарта и уже потом, через музыку, они воспринимали его не просто как композитора, но и как человека.
В связи с этим вспоминаю один забавный случай. Это было ещё во втором классе. Мы на уроках музыкальной гостиной достаточно много поём, хотя заниматься чисто хоровой работой у меня, к сожалению, нет времени, да и петь приходится часто под фонограмму или без сопровождения (в нашем кабинете нет инструмента). Но, тем не менее, я считаю пение одной из важнейших частей моего урока. Да и ребятам очень нравится петь. Вот в связи с тем, что мои ученики знают много разных детских песен, их постоянно используют в качестве детского хора на многочисленных школьных праздниках и концертах. Практически ни один концерт не обходится без их участия. Неоднократно ребята получали высокие оценки на смотрах художественной самодеятельности в районе.
И вот однажды, перед очередным выступлением в школе (кажется, это был смотр художественной самодеятельности) в класс пришла, завуч-организатор и, настраивая ребят на выступление, пообещала, что если дети хорошо споют, то она обязательно чем-нибудь их отблагодарит. "Что вы хотите, ребята" - спросила она. Ребята задумались, а я, полагая, что все дети сладкоежки (как, впрочем, и многие взрослые) подсказал завучу, что неплохо было бы преподнести классу большой вкусный торт к чаепитию. Но дети оказались более "изощрёнными" и почти в один голос закричали: "Мы хотим на экскурсию в Венецию!". Видели бы вы глаза завуча! Да и я сам, не ожидал такого ответа. А дело в том, что буквально перед этим выступлением мы несколько уроков говорили о музыке Антонио Вивальди и, в связи с этим, о Венеции.
Хочу ещё сказать о том, что обязательно хоть раз в полугодие провожу открытые уроки. В первую очередь это уроки для родителей. Приходят, как правило, почти все, и тогда особенно тесно становится в кабинете. Но наблюдать за родителями сплошное удовольствие. Они не просто слушают, но и порой пытаются участвовать в уроке, поднимая руки.
В третьем классе мы с ребятами не только продолжили знакомство с творчеством композиторов, но и стали более подробно говорить о музыкальных жанрах, таких как балет, опера, симфония и т. д.
Начали учебный год с музыки Иоганна Себастьяна Баха (моё глубокое убеждение в том, что именно к третьему классу ребята "созрели" для восприятия музыки этого удивительно интересного и сложного композитора), затем много говорили о музыке Бетховена и опять Чайковского (но уже не балеты-сказки, а симфоническая музыка), слушали музыку Сергея Прокофьева, Карла Орфа и т. д.
Кроме того, много говорили о главном музыкальном инструменте - человеческом голосе. В связи с этим слушали музыку хоровую и вокальную. На уроках мы познакомились с различными хоровыми составами, узнали названия человеческих голосов в музыке (сопрано, меццо-сопрано, тенор, баритон и бас). Много слушали замечательной вокальной и хоровой музыки Генделя и Баха, Моцарта и К. Орфа и т. д.
На уроках музыкальной гостиной мы не только поём и слушаем музыку, а ещё иногда играем в музыкальные игры. Учимся говорить о музыке. Это очень важно, уметь рассказать о том, какая музыка по характеру, что интересного ребята в ней услышали.
Иногда предлагаю ученикам следующую ситуацию: "Ребята! Представьте, что к вам в гости пришёл ваш друг композитор. Он показал новое своё сочинение и попросил придумать название к этой музыке. Давайте поможем ему!". После этого мы слушаем какое-то музыкальное произведение, и ребята предлагают варианты своих названий. Им такая форма работы очень нравится. Польза в этом несомненная. Ведь для того, чтобы назвать музыку, ребёнок должен проанализировать музыкальное сочинение со всех сторон.
Ещё моим любимым ученикам нравится тестирование. Например, пишу на доске пять фамилий композиторов, прослушиваем произведение и, затем, ребята пытаются угадать, какой композитор мог сочинить эту музыку (это ли не попытка разбираться в музыкальных стилях и в эпохах). Мне очень отрадно, что большинство моих учеников достаточно грамотно и точно справляются с этим заданием. Кроме того работает весь класс одновременно!
В этой связи ещё один пример. Пишу на доске пять фамилий (Бах, Вивальди, Чайковский, Прокофьев и Моцарт) и ставлю для прослушивания 1-й номер из кантаты Карла Орфа "Кармина Бурана". Никогда мы ещё не слушали эту музыку. Но, обязательно предупреждаю ребят, что среди фамилий на доске может и не быть автора данного сочинения. После прослушивания, я указкой показываю поочерёдно на фамилии, написанные на доске. Ребята должны поднять руки, когда, по их мнению, я указываю на фамилию автора этого музыкального сочинения. Задание очень сложное, я это прекрасно понимаю. Но мне безумно интересно, что уже умеют мои ученики. И вот результат. Ни один из ребят не поднимает руку, когда я указываю на фамилии Моцарта и Чайковского, Прокофьева и Вивальди. Часть класса вообще не поднимает руки, а часть класса реагирует на фамилию Баха. Я считаю, что это здорово. Хвалю и тех, и других. Потому что те, кто поднял руку на фамилии Баха, выбрали наиболее близкого автора.
Вы знаете, я с огромным удовольствием работаю со своим 5-м "А" классом. Это совершенно обычный класс. Обычные дети, не отобранные, а самый обычный класс средней школы. Но это удивительные дети! Учителя и родители отмечают, что этот класс отличается от других. Они какие-то другие. Наверное, в этом заслуга МУЗЫКИ!
Бегут ко мне с кассетами и просят записать музыку Баха и Вивальди, Гайдна и Чайковского. Дома родителям рассказывают о том, что знают сами. Когда ребята узнали, что я буду писать статью о нашем уроке "Музыкальная гостиная", они тоже захотели сказать несколько слов. Мы с Зосей Леонидовной предложили ребятам написать дома небольшое сочинение на тему: "Почему мне нравится урок "Музыкальная гостиная".
Ребята написали очень много приятных слов. Главное что я понял из их сочинений, это то, что такой урок им необходим. Давайте дадим слово детям. Вот несколько выдержек из сочинений моих "третьеклашек":
"…Я никогда не думала, что это может быть так интересно. Я с нетерпением жду этих уроков, а они пролетают так незаметно!" (Братель Вика)
"…я хочу, чтобы музыка была каждый день. Я хочу, чтобы после каникул мы изучали всё новое и новое, и были вместе до 12-го класса… Главное - музыка!…" (Лисова Ксения)
"…Мы выступали перед учителями, после того как мы выступили, они громко хлопали в ладоши и прямо на наших глазах плакали от радости…" (Завальнюк Алексей)
"…Мне нравится музыкальная гостиная тем, что мы учимся слушать и понимать музыку…" (Ефремов Костя)
"…Когда приходит Владимир Иванович, мы все визжим от радости, и Зося Леонидовна говорит, чтобы мы лучше так кричали, когда начинается математика. Все классы нам завидуют, что у всех простая музыка, а у нас - музыкальная гостиная…" (Горбуль Таня)
"…мы слушаем классическую музыку и ещё мы знаем много композиторов, другие дети нам завидуют…" (Трапезников Миша)
"Если бы кто знал, как я жду пятницу! Потому что это не только почти конец учебной недели, но и в этот день будет мой любимый урок - музыкальная гостиная. …классические произведения многих известных композиторов на этих уроках преподаются легко и интересно.… На уроке мы поём, слушаем музыку… Мне очень нравится музыка Феи Драже из балета "Щелкунчик"…" (Давыденко Оля)
"Я очень хочу, чтобы наш урок музыкальной гостиной был ещё и в 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классах…и был этот урок 6 раз в неделю!". (Трифонова Ксения)
И это только несколько выдержек из сочинений. Хотелось бы, чтобы умные дяди и тёти в Министерстве задумались о том, сколько же раз необходим ребятам урок музыки. Спросите у самих ребят, и они вам подскажут! Многое ещё хотелось бы сказать, но тогда вряд ли моя статья будет опубликована в журнале (не хватит места!). Оглядываясь назад на эти три с половиной года, я понимаю, что не всё получилось так, как я бы хотел, но и многое, к счастью, удалось. Главное, что мои ученики любят музыку, у них есть уже свой музыкальный вкус. Надеюсь, что они не будут тратить своё время на прослушивание низкопробной музыкальной продукции. Я глубоко убеждён в том, что неважно в конечном итоге по какой программе вы работаете, а важно как вы работаете. Умеете ли вы заинтересовать ребят своим предметом, умеете ли увлечь их, зажечь фантазию своих учеников. У вас может быть первоклассное оборудование кабинета звуковой и другой необходимой аппаратурой, а результат уроков - почти нулевой. Потому что главное и самое важное в процессе урока - личность учителя! А уже потом аппаратура, диски, фортепиано, наглядные пособия и т. д. Конечно, даже самый замечательный учитель не сможет провести урок музыки "на пальцах", не имея всего необходимого. Хорошо если есть и учитель-личность, и вся необходимая аппаратура, и заинтересованность учеников (а это уже от учителя зависит напрямую!). Тогда успех вашим урокам обеспечен! А в завершении хочу пожелать моим уважаемым коллегам как можно больше творческого подхода в преподавании музыки, главное заинтересовать ребят своим предметом, а я уверен, что это вам вполне по силам. Успеха вам, коллеги! 

Преподаватель Владивостокского музыкального училища, - В.И. Синенко

 
   
 


E-mail

       Copyright © 2001-2004 Кушнир 100143

Автор идеи, редактор, дизайн - В. Кушнир
Обновление - 01.04.2004.