Владимир Иванович Синенко

Немного о "классике" и "поп-культуре"…

  Все эти споры о необходимости или ненужности популярной культуры (так называемой "попсы") совершенно, по-моему, бессмысленны.
Всегда существовала музыка для отдыха, и музыка для ума и сердца. Никому в голову не придёт сегодня на дискотеке танцевать под музыку Баха или Моцарта, Чайковского или Свиридова. И это совершенно нормально. Ведь свою музыку эти композиторы писали для слушания, а не для "телодвижений".
А кто думает, что так называемая музыка "отдыха" появилась в ХХ веке, тот глубоко ошибается. Такая музыка существовала всегда. Достаточно привести только несколько примеров. Например, хотя бы великолепные вальсы и польки Иоганна Штрауса, которые и создавались для танцевальных вечеров, одним словом для отдыха.
Я могу назвать сейчас только несколько образцов музыки классической, которая уже давно "перекочевала" в разряд музыки популярной (но, всё же классики!). Это: "Танец маленьких лебедей" П. И. Чайковского, "Шутка" И. С. Баха, "Лунная соната" Людвига ван Бетховена, "Танец с саблями" А. И. Хачатуряна и многие, многие другие.
Но всё что я назвал, это всё же классика, хоть и популярная.
Давайте поговорим о современной популярной музыке. Если в классике появляются проверенные временем шедевры, переходящие в разряд популярной музыки, то в "попсе" проверенные временем шедевры превращаются в классику.
А что такое "классика"? От латинского слова "classicus" - образцовый. Вот что по этому поводу пишет музыкальная энциклопедия: "КЛАССИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ - музыкальные произведения, отвечающие самым высоким художественным требованиям, сочетающие глубину, содержательность, идейную значительность с совершенством формы. В этом смысле понятие "классика музыкальная" не ограничено какими-либо историческими рамками - к ней могут быть отнесены как произведения, созданные в далёком прошлом, так и современные произведения…"
Поэтому с полным правом можно отнести некоторые произведения в разряд "классики" именно по тем критериям, которые предлагает нам "Музыкальная энциклопедия".
Я, конечно, не собираюсь претендовать на создание списка "классики" в популярной музыке, но, думаю, то что назову не вызовет сомнения ни у кого, потому что это действительно уже стало "классикой". Великолепные песни английской группы "БИТЛЗ", мелодичные, очень тонко исполненные песни шведской группы "АББА", а песни в исполнении французского певца Джо Дассена и популярнейшего Фрэнка Синатры, народные песни и многочисленные образцы музыки джазовой… Этот список можно продолжать бесконечно.
В то же время, когда на эстраде выступали эти исполнители, было очень много других и групп, и исполнителей-солистов. Но сейчас мы уже не помним большинство из них, а вот отдельные музыканты остались с нами навсегда и перешли в разряд "классики".
Может быть, что-то из того, что звучит сегодня, тоже станет когда-нибудь "классикой"? Вполне возможно, но для этого песни должны быть написаны безупречно, образцово!
А вот что именно останется с нами надолго, а что забудется уже завтра, это зависит от нас с вами. Для кого исполняются песни? Для нас с вами, для слушателей. Значит, кто оценивает музыку? Мы с вами! И от того, какой у нас с вами "музыкальный вкус" зависит очень многое.
Я совершенно убеждён, что такое обилие на эстраде плохих, слабых песен, очень часто совершенно примитивных и пустых, зависит и от нас с вами. Удивлены? Нет, я не оговорился! Именно от нас!
К сожалению, мы своим плохим вкусом или низкими требованиями способствуем "размножению" так называемых "пустышек". Слушая песню мы не пытаемся понять о чём она, какой в ней сюжет (если он есть вообще). Но ведь покупая в магазине какой-либо товар, мы обязательно проверяем его качество и очень придирчиво. Почему же так низки наши требования к "товару" музыкальному? Наверное потому, что нам часто всё равно что там "бубнит" под ухом. Но это равнодушие ещё пол беды. А вот переполненные залы на концертах так называемых "звёзд", визг и писк у сцены… Вот вам и новые "шедевры"!
На нашем "безвкусии" или равнодушии кто-то зарабатывает огромные деньги. В результате появляются всё новые и новые "однодневки" (песни, которые через некоторое время забудутся навсегда). А платим за этот поток "низкопробщины" мы!
Ну что ж, каждый народ достоин своего правителя! И "правителя" музыкального тоже!
Не хочу читать никому моралей, просто пытаюсь поразмышлять…
А ведь на нашей эстраде есть немало прекрасных исполнителей, заслуживающих нашей любви и уважения. Мне 39 лет и у меня свои музыкальные пристрастия, у вас они могут быть другими. Мне очень нравятся старые песни в исполнении Аллы Пугачёвой, очень нравится группа "А студио", Валерий Меладзе и Валерия, да и некоторые новые песни мне очень симпатичны. Главный критерий для меня - это красивая мелодия и поэтический текст, в котором есть и смысл, и оригинальность, и, конечно, хороший исполнитель.
Когда я за рулём своей машины слушаю радиоприёмник, мне очень часто приходится переключать его на разные волны. Меня лично очень оскорбляют песни - "пустышки" в которых два слова и три звука повторяются в течение многих минут. Это что рассчитано на, прошу прощения, дегенератов? Кроме того, очень часто ещё и ведущие радио эфира несут всякий бред. Единственная радость в том, что я имею право выбора какую радиостанцию слушать, а какую нет.
Такой же выбор есть у меня и у вас в отношении музыки. Мы покупаем те кассеты, которые нам необходимы, ходим на концерты тех исполнителей, которых любим и воспринимаем.
Каждый из нас в праве слушать то, что хочет. И это замечательно! Только давайте не позволять откровенной халтуре и "дешёвке" портить нам жизнь!

В.И. Синенко

 
   
 


E-mail

       Copyright © 2001-2004 Кушнир 100143

Автор идеи, редактор, дизайн - В. Кушнир
Обновление - 01.04.2004.