Владимир Кушнир

Интервью Владимира Кушнира с музыкантом Григорием Коганом
(Уличные музыканты)

- Григорий, когда Вы начали играть в Камергерском переулке?
- Я стал сюда приходить, начиная с прошлого лета.
- А как вообще начались встречи музыкантов с барабанами?
- Насколько я знаю, начались встречи у ресторана "Джаганат", это кришнаитский ресторан, вегетарианский, собирающий народ из кришнаитов, очень приятное месте. В ресторан ходит народ, которым очень нравится игра на барабанах, они любят всякие этнические штуки, поэтому мы там собирались. Там все это началось…
- А как Вы оказались в Камергерском переулке у МХАТАа?
- Просто в какой-то момент появилась идея, что можно играть в Камергерском, стали играть то - там, то - здесь, недавно тоже играли у ресторана.
- Конечно, здесь удобное место напротив Школы-Студии МХАТа, лавочки стоят по периметру.
- Да, здесь расположение, как в амфитеатре… можно собрать много народа.
- Как возникло у Вас желание играть на барабанах?
- Довольно давно, года три или четыре я играю. В какой-то момент заинтересовался этнической перкуссией, у меня такое ощущение, что я всегда хотел играть на таких штуках.
- Как все-таки родилось это увлечение?
- Началось с идеи не более, в какой-то момент возникает идея, затем приходит воплощение идеи.
- Идея состояла в том, чтобы купить необычный барабан?
- Не было идеи купить барабан, была идея научиться играть на нем.
- Ваш барабан имеет название?
- Да, конкретно этот - дарбука, он арабский.
- Где у нас продаются такие барабаны?
- Этот привезен из Израиля, а поскольку спрос стал возникать и увеличиваться, появились и места, где можно приобрести неплохие инструменты, именно ударные, перкуссионные.
- В каком составе оркестра применяют эти ударные?
- Это этнический инструмент, звучит только в арабской музыке, а оркестр включает перкуссионные инструменты, и струнные, и дудки всяческие, в сочетании все это очень впечатляет.
- Вас заинтересовала именно арабская музыка?
- Я занимался немного индийской музыкой, но все это из-за отсутствия инструмента заглохло.
- У Вас был учитель?
- В Москве был человек, который учил играть именно на индийских штуках, но он уехал, сейчас другой приехал на его место, но у меня все это как-то окончилось.
- Окончилось с учебой, а - практика?
- Здесь практика очень важна, поэтому и интересно играть вместе с разными музыкантами.
- Ребята, которые приходят в Камергерский, играют тоже в арабском стиле?
- Есть разные барабаны, деревянные барабаны джамбей, есть конги латинские, то есть инструменты разные, всяческие. И звучание нашей музыки тоже такое же смешанное, это эклектика, просто ритмическая этническая эклектика. 
- У Вас здесь компания подобралась, Вы перезнакомились, помимо этих выступлений встречаетесь?
- Кто-то - да, я - нет. Я встречаюсь только здесь.
- Вы между собой договариваетесь о следующих выступлениях?
- Договора нет никакого, вот сегодня я пришел - никого нет. Здесь все происходит стихийно.
- Вы приходите сюда к какому-то времени?
- Ближе к вечеру...
- Это очень интересно звучит - "Ближе к вечеру…". Но вот в прошлый раз я спрашивал у Вашего товарища…
- Мы зовем его - Пешеход.
- Да, спрашивал у Пешехода в отношении времени, он мне сказал - с пяти вечера до десяти.
- Это условное время. 
- Сколько музыкантов приходят одновременно на выступления?
- Человек 6 - 7, это максимум, и получается хорошо.
- А самое меньшее количество музыкантов, чтобы выступление состоялось?
- Два человека, конечно, мало, все зависит и от подготовки музыкантов, от слаженности игры, вот сегодня мы втроем попробовали - не получилось. Слышно, как бы нет согласованности. С ритмами должно быть все очень тонко, здесь каждый должен чувствовать, что он играет.
- Вы ориентируетесь на какой-то взыскательный вкус или думаете, что зрителю не понравится?
- Я ориентируюсь на свое чувство ритма и свое понимание того, как это должно звучать, если я слышу, что каждый идет в свою сторону, это как бы не имеет смысла продолжать.
- У Вас кто-то лидирует при игре? 
- Обычно солирующий инструмент - дарбуко, у него звонкий металлический звук, его слышно всегда, а роль больших барабанов держать бит, свой ритм. Каждый знает свою функцию, но это должно быть так.
- Вы репетируете для этих выступлений?
- Когда люди умеют играть, в большинстве, то в этом нет необходимости. Если ты умеешь играть, то ты играешь. Так оно происходит в не зависимости ни от чего, если пускаться, я думаю, в импровизации, если ты инструментом владеешь хорошо, то независимо от репетиций и сыгранности, будет получаться хорошо.
- У Вас есть какой-то музыкальный план, когда Вы начинаете играть?
- Все в процессе приходит, если есть достаточный ресурс идей и умений у людей, то получается хорошо, цель - чтобы получилось хорошо. При этом возникают всякие моменты, то - ускоряемся, то - замедляемся, то - громче, то - тише…
- Кто-то из музыкантов руководит этими оттенками?
- Происходит все интуитивно, кто-то начал ускоряться, и все как бы за ним подстраиваются… или не подстраиваются.
- Как Вы реагируете на зрителей?
- Ну, конечно, это приятно когда есть люди, думаю, что это интересно. Я вспоминаю какие-то свои эмоции относительно барабанов… Внимание людей притягивает, это интересно, в этом есть что-то необычное.
- Вы ждете какой-то определенной реакции зрителей?
- Если мы делаем правильно, хорошо, то людям это нравится, если мы делаем что-то неправильное, то вообще нет никакой реакции.
- Во время Вашей игры иногда танцуют девушки, это планируется Вами?
- Это без нашей инициативы происходит, это их личное желание, они сами приходят.
- Не всем нравится музыка на улице, как Вы решаете такие проблемы? 
- Если подходят и говорят, что мы им мешаем - мы уходим. Собственно, проблем не возникает, делать из этого проблему не стоит. Понятно, что людям может что-то не понравиться, может, слишком громко…
- Недовольство может выразить каждый проходящий мимо Вас? 
- Нет, тот, кто проходит, тому это не мешает
. Человек, который проходит - тому вообще ничего не мешает. Я имею в виду людей, которые здесь живут, занимаются... К примеру, сегодня в школе студии МХАТа экзамены, они просили немного подождать, начать играть позже. Или человек, который сидит в кафешке и ест, если он просит нас вежливо и аккуратно, мы перестанем, уйдем в другое место.
- Часто Вас просят уйти в другое место?
- Нет, не часто, обычно это не происходят вообще, здесь, по крайней мере, не происходит. Наоборот, всем нравится, все слушают. Тем более здесь под нашу музыку иногда выступают с огненным шоу, приходят люди, которые крутят на веревках палки с огнями. Их выступление в сопровождении наших барабанов очень эффектно.
- Что дает Вам эта игра в группе?
- Дело в том, что при коллективной игре, возможно совершенствовать свой уровень гораздо выше, чем, играя дома, потому что ты слышишь, что делают другие люди. Каждый делает, что он умеет, и можно научиться тому, что умеют другие.
- Кроме возможности улучшить свое мастерство, что еще Вам интересно в этих выступлениях?
- Зрители собираются стихийно, все происходит импровизированно, это приносит нам радость. Музыканты не приходили бы и не играли, если бы это не приносило нам радость и удовольствие. К тому же это занятие приносит некоторую денежку, на которую можно купить еду и съесть ее. В этом нет ничего плохого, наоборот это хорошо.
- Выходит, эти деньги могут играть в Вашей жизни какое-то значение?
- Конечно, кормиться надо каким-то образом, просто без всяких идей - это занятие помогаем нам кормиться.
- Как Вы делитесь, когда заканчивается выступление, у вас равенство при этом, кто-то руководит?
- Никто не руководит, но каждый из участников этого выступления, даже те, кто ходит со шляпой, получает одинаковое количество денег.
- А ничего, что здесь ходят пьяные?
- Если они нас не трогают, нас это не волнует, а если они будут подходить и стучать по барабану…
- Что Вы им скажете?
- Мы скажем, не трогайте наши инструменты.
- Постараетесь им объяснить? 
- Да, каким-то образом отдалить от места проведения мероприятия.
- Бывают ли со стороны зрителей недоброжелательные реплики?
- Нас не так просто свести с ума какими-нибудь репликами, но к нашей радости, все относятся к нам благосклонно. На моей памяти не было, чтобы кто-то подошел, и сказал что-нибудь нехорошее, люди улыбаются и даже дают какую-то денежку.
- Как родители относятся к Вашим выступлениям?
- Родители знают об этом, но постольку, поскольку они никогда не видели, как я это делаю, они не очень понимают, что это такое.
- Вы играете этническую музыку, а какую музыку слушаете?
- Единственно, что я не люблю - это неживую музыку, я не люблю электронную музыку. К другой музыке я отношусь позитивно, особое предпочтение - всяческие группы 60-х годов, к примеру, "Джетроталл" (Gethrotvll). 
- Они приезжали в Москву?
- Да, это известная группа, они - музыканты удивительного технического уровня. Они приезжали в Москву, я видел, как они играют, это что-то поразительно, это действительно сложнейшая музыка, они прекрасные музыканты.
- Можете назвать какие-нибудь наши ансамбли?
- Наши ансамбли тоже слушаю, и современные, и старые. Есть, к примеру, Сергей Калугин, очень хороший гитарист. У него интересная группа, называется "Оргия праведника".
- В каком стиле они играют?
- Они играют тяжелую музыку, единственно тяжелую, которую я понимаю. Есть еще группа "Выход", "Бенгальский залив"…
- Ну что же, Григорий, пока мы разговаривали пришли музыканты, и они уже готовы играть… Удачного Вам выступления? Мы еще встретимся здесь, в Камергерском переулке.


Copyright © 2004 В.Кушнир



 
   
 


E-mail

       Copyright © 2001-2004 Кушнир 100143

Автор идеи, редактор, дизайн - В. Кушнир
Обновление - 01.04.2004.